Клинок из камня.
         Привычный и необходимый инструмент. 
 
Клинок... Это слово лаконичное и острое, несколько прохладное, как металл. Это инструмент, который испокон веков мы используем для защиты от врагов и нападения, охоты, разделки и приготовления пищи. Используем для обработки дерева, глины, сбора трав, совершения магических ритуалов. Самые первые клинки, как и другие орудия труда, были каменными. Но эти каменные инструменты могут дать сто очков вперед некоторым современным ножам, изготовленным из суперсплавов. Путем долгих тысячелетних поисков люди нашли, какие материалы наиболее подходят для изготовления каменных клинков - это обсидиан (вулканическое стекло) и кремень. Наконечники стрел и копий также делали из обсидиана, т.к. он хорошо затачивался и не тупился. Впоследствии ученые экспериментально доказали, что эти материалы при заточке дают очень высокую степень остроты. Однако главный недостаток любого каменного инструмента - хрупкость. Если вам придёт в голову метнуть каменный клинок в ствол дерева или в противника, облаченного в доспехи, можете распрощаться с ним заранее. Он разлетится на куски. Поэтому все каменные ножи никогда не были длинными, и уж тем более оружейники не делали каменных мечей.
Постепенно люди стали осваивать железо. Использование железа началось гораздо раньше, чем его производство. Люди находили куски вулканического железа (от железных метеоритов). Они затачивали их и делали различные инструменты, в первую очередь клинки и другое оружие. Но это были единичные инструменты. Лишь когда настал век металла, люди научились выплавлять железо из руды, а потом получать различные сплавы, - вот тогда клинки из металла и других его производных - стали, булата - заняли свое место в жизни. Но обсидиановые ножи долго использовались для ритуалов жертвоприношений и бальзамирования. А каменные клинки ушли в прошлое, чтобы потом вернуться лишь в качестве музейных экспонатов.
Итак, клинок - незаменимый инструмент в нашей жизни. Применение клинков в боевых искусствах и самообороне вы можете изучить на специальных сайтах. А мы рассмотрим, как используется клинок в повседневной жизни. Он стал для нас настолько привычным, что мы не задумываемся, а можно ли обойтись без него? Попробуем смоделировать. Удобно ли разделывать мясо без  ножа? Можно взять, например, ножницы, развинтить их - получится подобие клинка. Но без удобной рукояти, поэтому разделка займет много времени и будет очень неудобно. А порезать хлеб или салат? Проще уж наломать и нарвать руками! Сложнее дело обстоит с технической работой. Некоторые вещи без ножа никак не сделаешь: не зачистишь провода, не отрежешь что-нибудь нужное из мягких материалов. Резьба по дереву - тоже область применения ножа. Правда, для этих целей используются специальные маленькие ножи, или стеки. И еще одна важная область - медицина. Конечно, уже давно активно развиваются лазерные технологии, и лазерный луч врачи используют в некоторых операциях. Но остается очень много хирургических операций, которые могут выполнить только талантливые руки специалиста с помощью медицинского ножа - скальпеля.
Фото 1.
Фото 2.
                      Авторские клинки.

Если клинок изготовлен человеческими руками, он естественно отражает характер мастера. Создание клинка начинается с идеи, которая возникает в голове. Это состояние сродни своего рода творческой беременности. Затем мастер воплощает идею в чертеж эскиза, делает один вариант чертежа, другой… Потом складывается окончательная концепция в виде чертежа. Далее - раздумья о материале для клинка. Или это обдумывается вместе с чертежом. Если материал под рукой, например, лист стали, мастер переносит чертеж с листа бумаги на сталь. Далее - дело за специальными инструментами. Мастер болгаркой вырезает основу клинка по контуру. Шлифовка, обработка наждаком... Но это уже область технической магии, индивидуальные секреты мастера. Туда мы заглядывать не будем, потому что у каждого мастера они свои и должны остаться секретами. Эта статья - именно женский взгляд на клинки, а технические хитрости можно изучить здесь: http://artefact69.narod.ru/p13.htm.
С каждым действием на каждом технологическом этапе изготовления клинок вбирает в себя заряд мастера. Его настроение не просто передается клинку, а влияет на его форму, которая может меняться даже на этапе изготовления, т.е. тогда, когда эскиз давно готов. Высший пилотаж мастера - это когда он какое-либо свое состояние превращает в клинок. Это целый цикл - от зарождения идеи через технологический процесс (своего рода беременность) до рождения - появления на свет нового клинка. И каждый раз это совершенно разный процесс, хотя этапы эскиза, изготовления и доводки - всегда есть. И порой разные состояния мастер может трансформировать в очень необычные клинки.
Например, нож на
фото 1 - необычной изогнутой формы. Рукоять легко ложится в руку, подходит и для женской руки. Его дополняют ножны с вышивкой. А вот клинок на фото 2 - может быть и туристическим и охотничьим. Мощная рукоять и хорошая заточка делают его прекрасным спутником путешественника и исследователя.
Еще одно направление - создание клинков для кого-нибудь по заказу или в подарок. В этих случаях мастеру нужно учесть пожелания и вкусы заказчика. А в случае подарка - попробовать выразить с помощью клинка характерные черты того, кому он будет служить. Учитывается и будущее практическое применение ножа - туристический, охотничий, универсальный хозяйственный. А может быть, это сувенирный клинок, и его назначение - радовать глаз и навевать определенные мысли. Такие клинки называют еще кабинетными, они являются настоящими произведениями оружейного и ювелирного искусства.
                                                         Что могут рассказать клинки?

А если посмотреть на клинок, как на источник и проводник информации, можно многое узнать об окружающем мире. Что же могут рассказать клинки?
Материалы, из которых делают клинки помимо металла, различны. Для рукояти это древесина, кость, пластик. Для ножен берут кожу, заменители кожи, разные ткани, нить, тесьму и бисер для отделки.
Металл (сталь и ее сплавы) перед тем как попал в руки к мастеру, прошел этап выплавки. Это значит, что он взаимодействовал со стихией огня. Кусок сухой древесины когда-то был живым деревом. Дерево росло из земли, впитывая ее соки. Оно взаимодействовало с землей и с влагой (водой). Кожа и кость - части когда-то живого организма (лосиный рог, свиная кожа), они сохранили информацию о нем. Пластик - синтетический продукт современных технологий, тоже прошел стадию выплавки. И все эти процессы - выплавка стали, пластика, жизнь и рост дерева, жизнь животного (чья кожа и кость использованы) - невозможны без воздуха, а точнее содержащегося в нем кислорода. Получается, что клинок - плод взаимодействия нескольких стихий: металла, огня, воды, земли, воздуха. Все это соединяется воедино благодаря творческому замыслу мастера, изготавливающего клинок. Держа в руке нож с буковой рукоятью, можно прислушаться и представить себе, каким был (а может и является до сих пор) большой массивный бук. Прислушавшись к металлу - услышать огонь, воду и воздух, с помощью которых обрабатывали металл. Ну и конечно, почувствовать самого мастера, который делал этот нож. Таким образом, клинок несет в себе очень много разной информации, почти как целая книга. Ее можно научиться читать.

Для написания статьи использованы материалы сайтов:

Вернуться назад в раздел: